Персональный сайт логопеда Теремковой Натальи Эрнестовны

Этапы нормального развития. 2 - 4 год жизни.

1 – 1,5 года
В этот период жизни ребенок начинает успешно подражать речи взрослых. Пассивный словарь ребенка быстро растет. Он уже знает названия многих предметов, движений, действий (сядь, встань, возьми, отнеси). В этом возрасте он произносит, пусть даже и не четко, но все гласные и некоторые согласные.

1,5 – 2 года
У ребенка отмечается резкий скачок в развитии активной речи. Постепенно речь становится основным средством общения, вытесняя мимику и жесты. Между полутора и двумя годами у ребенка появляются предложения из 2-3 слов. В 2 года его активный словарь насчитывает минимум 50 - 100 слов. Ребенок чисто произносит все гласные звуки, правильно выговаривает наиболее легкие согласные. Произношение многих звуков неустойчиво, в одних случаях ребенок может произносить их правильно, в других неправильно. К концу 2 года жизни ребенок повторяет за взрослым слова, фразы, строит предложения уже из 3 - 4 слов.

    К концу 2 года отметьте для себя следующее:
  • может ли ваш ребенок повторить за взрослым слова, фразы из 2-3 слов.
  • вступает ли в общение с детьми, взрослыми?
  • отвечает на простые вопросы взрослых?
  • какие звуки произносит отчетливо, а какие невнятно.

3 года
Активный словарь стремительно возрастает и достигает 1000-1200 слов. В этом периоде жизни ребенок овладевает фразовой речью. Происходит бурное развитие морфологической системы языка. Ребенок усваивает категории  числа, падежа, овладевает склонением существительных. Малыш уже свободно складывает несколько слов в одно предложение и грамматически правильно его оформляет.
Пример: "Коска, ты куда пося?" (кошка, ты куда пошла?)
Ребенок настолько овладевает речью, что может объяснить свои нужды, рассказать то, что видел, легко общается со сверстниками.
На 3 году жизни ребенок легко произносит мягкие свистящие.
Произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, поскольку подвижность мышц языка и губ еще недостаточна развита.
Шипящие согласные звуки в этом возрасте ребенок чаще всего может заменять мягкими свистящими.
Согласные звуки [р], [л]  могут отсутствовать или заменяются другими  звуками.

    К концу 3 года года отметьте для себя следующее:
  • может ли ваш ребенок строить фразы из 3-4 слов и более, пытаясь при этом согласовывать слова в числе, падеже,
    роде.
  • употребляет ли в речи, кроме существительных и глаголов, еще и прилагательные, числительные, местоимения?
  • задает ли вопросы?
  • может ли самостоятельно ответить на простой вопрос взрослого?
  • пытается ли пересказать небольшую сказку, рассказ?
  • какие звуки произносит отчетливо, какие невнятно, есть ли улучшения  в произношении звуков?
    (в сравнении с началом 3 года жизни).

4 года
Активный словарь ребенка составляет 2000 слов. Ребенок в своей речи кроме существительных и глаголов все чаще использует местоимения (мой, твой, наш, ваш), наречия (тут, там, здесь), числительные (1, 2). В этом возрасте ребенок легко запоминает и усваивает основные грамматические формы речи. На вопросы взрослых отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3-5 слов и более. Звуковое несовершенство речи объясняется  возрастными и физиологическими особенностями. Дети 4-х лет самостоятельно и правильно могут произносить все свистящие звуки. Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) вызывают затруднения, дети часто заменяют их свистящими (с, з, ц): вместо шапка – сяпка, вместо ножик – нозик, вместо ученик – уценик.
Звуки [р], [л] ребенок может заменять звуком [ль] или [й]: вместо лама - ляма, вместо рука - юка.
В некоторых труднопроизносимых словах ребенок может переставлять звуки, слоги: вместо магазин - гомазин, вместо ягоды - гояды, вместо радуга - рагуда. Все эти недостатки в процессе общего и речевого развития постепенно исчезают.

    К концу 4 года отметьте для себя следующее:
  • может ли ваш ребенок по своей инициативе и при поддержке взрослого рассказать о том,
    что видел, куда ходил?
  • проследите, какие предложения преобладают в речи ребенка: простые короткие, или развернутые сложные.
  • произносит ли чисто свистящие звуки (с, з, ц, сь, зь)  удается ли произносить шипящие ( ш, ж, ч, щ)
  • если произношение свистящих и шипящих затруднено, то обратите внимание на то,
    какими звуками ваш ребенок их заменяет.
  • проверьте, может ли ребенок выделять первый звук в словах.


    Параметры нормального развития. 1 год жизни.

    Параметры нормального развития. 5 - 6 год жизни.



Copyright © Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. All rights reserved.

Любые публикации материалов сайта допускаются только со ссылкой на источник www.teremkova.ru


Логопеды в Брянске

Rambler's 

Top100